ПЁТР I  И БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ

 

В.В.Моисеев,

доктор ист. наук, профессор Тульского филиала ОРАГС, действительный член (академик) Академии социальных технологий и местного самоуправления

 

        Народная мудрость гласит: кто хочет сделать, тот ищет способ, а кто не хочет – ищет причину, чтобы не делать. Трудно утверждать, знал или нет эту мудрость великий реформатор, но его последовательные действия и целеустремленность показывают, что, видимо, знал.

       Пётр  I искал и нашел способы, как улучшить систему государственного управления, повысить собираемость налогов, создать могучую армию и флот, в целом изменить облик России. При решении этих и других государственных проблем, накопившихся в стране к началу его правления, реформатор, как известно, столкнулся с казнокрадством, мздоимством, взятками, то есть с теми негативными явлениями в системе государственного управления, которые сегодня подразумеваются под термином коррупция.

       Из отечественной истории мы знаем, что с коррупцией пытались бороться задолго до воцарения Петра Великого. Так, Иван III пытался законодательным путем ограничить алчность наместников и воевод, думских дьяков и бояр.  А его внук Иван Грозный в качестве наказания «за чрезмерность во взятках» ввел смертную казнь.  Борис Годунов, придя к власти, сменил во всей России «худых наместников, воевод и судей», назначил на государственные должности лучших людей,  удвоил жалование чиновникам, чтобы они «могли пристойно жить без лихоимства». Одновременно с назначением на должность и повышением жалования царь предупреждал чиновников, что за коррупцию и лихоимство они будут казнены.

  Петр I также решительно боролся с коррупцией. Причем не делал снисхождения даже своему ближнему окружению. Для борьбы с коррупцией царем-реформатором был учреждён  институт фискалов. В их обязанности входило «тайное надсматривание» за всеми чиновниками, чтобы они не расхищали казённые средства, не брали взяток. Если доносы фискалов подтверждались, то им полагалось солидное вознаграждение – половина от суммы взысканных штрафов или стоимости имущества, конфискованного у коррупционера. Если даже фискал не смог доказать справедливость своего доноса, то он всё равно освобождался от наказания. А те, на кого он доносил, не могли «высказывать против него досаду» под страхом жестокого наказания. Пётр I поощрял также доносы рядовых граждан на казнокрадов и взяточников. Если они вскрывали значительные факты коррупции, то правдоискателю полагалось 25 процентов от суммы.

  Борьба с коррупцией при Петре I входила и в обязанности созданной им прокуратуры. В отличие от института фискалов, прокуроры официально надзирали за соблюдением законов и пресекали их нарушения. Причем следует подчеркнуть, что борьба с коррупцией и другими злоупотреблениями чиновников государственного и местного управления носила не системный характер. Она не ослабевала даже в период северной войны (1700-1721 гг.).

    Великий реформатор  жестоко наказывал коррупционеров. После того, как сибирский губернатор князь Гагарин был изобличен в коррупции, по приказу  Петра I он был повешен при всем истеблишменте. Архангельский вице-губернатор Курбатов был приговорен судом к большому денежному штрафу. Вице-губернатор Корсаков был публично наказан кнутом, а двум сенаторам князьям Волконскому и Опухтину жгли языки раскаленным железом. Не избежал наказания и обер-фискал Нестеров, который изобличил в коррупции князя Гагарина. На площади, принародно его четвертовали за крупную взятку [1; с. 132-133].

  Возможно, методы борьбы с коррупцией в царской России кому-то покажутся чрезмерно жестокими. Но надо иметь в виду, что этот вид преступления препятствовал реализации задуманных реформ, наносил вред авторитету государственной власти, тормозил социально-экономическое развитие империи. Но благодаря решительным мерам по искоренению этого зла, коррупция среди чиновников при Петре Великом была если не ликвидирована, то значительно сокращена.

    Коррупция в начале третьего тысячелетия стала основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения России. Она превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главный тормоз на пути реформ и преобразований. Без коррупции не обошлось в несправедливой приватизации государственной собственности. Передел  собственности происходит и сегодня при участии коррупционеров. Они способствуют за определенную мзду заказным банкротствам рентабельных предприятий, недружественным слияниям и поглощениям, захватам чужого бизнеса. Должностные лица, причастные к подобным злоупотреблениям, весьма редко становятся объектами уголовных дел, а если попадаются с поличным, то далеко не всегда подвергаются заслуженному наказанию за совершаемые ими коррупционные и иные правонарушения.

       Среди коррупции, сложившейся в новейшей истории России в системе государственной и муниципальной службы можно выделить следующие основные формы:

·    вознаграждение за получение фирмой выгодных контрактов (“черные” комиссионные и  оплата псевдоконсультационных услуг), а также оплата услуг, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника;

·    устройство на работу в контролируемые организации друзей, родственников и знакомых;

·    субсидирование политических кампаний;

·    оказание чиновникам чрезмерного “гостеприимства” и иных “знаков внимания” со стороны бизнесменов (например, предоставление детям чиновника стипендии для обучения в иностранном университете);

·    патронаж чиновников над определенными государственными контрактами, осуществляемый через подставные фирмы или так называемых “партнеров” либо непосредственно в форме “консультирования”;

·    отправка “самих себя” в заграничные командировки с произвольно установленным размером суточных;

·    использование политическими партиями своего влияния (настоящего или будущего) для сбора “добровольных пожертвований” со стороны представителей бизнеса в обмен на размещение государственных заказов (это может быть облечено в форму взносов в “благотворительный фонд” или помощь, оказываемую детскому дому);

·    латентное вымогательство взяток служащими налоговых и таможенных органов с экспортеров или импортеров посредством назойливой демонстрации своего права произвольно устанавливать размеры налога в определенных законом рамках;

·    вымогательство взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, под угрозой наложения штрафа за якобы или действительно имевшее место нарушение правил дорожного движения (при этом размер взятки зачастую меньше суммы штрафа, установленной законом);

·   получение начальниками “мзды” от своих подчиненных в виде еженедельных или ежемесячных подношений в установленных размерах для последующей передачи “наверх”.

   За последние годы  произошло расширение  форм личного подкупа служащих за счет льготного кредитования, предоставления высокооплачиваемой должности в частных структурах после увольнения из госаппарата, включение в состав советов коммерческих структур или соучредителей государственных служащих или их родственников, выплаты гонораров” и т.п.

    Борьбу с коррупцией в современной России пытались вести  с помощью указов при первом президенте Борисе Ельцине. Так, еще в 1992 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Он оказался одним из самых игнорируемых за всю историю российского президентства. Его нормы о необходимости предоставлять декларации чиновников о доходах и имуществе начали реализовываться только через пять лет после выхода дополнительного Указа в 1997 г. А норма, запрещающая чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, не выполняется до сих пор. Характерный пример: правительственные чиновники возглавляют крупные корпорации, получают солидные дивиденды от коммерческой деятельности. Даже члены правительства (по должности) входят в коммерческие структуры, возглавляя советы директоров и получая при этом солидные бонусы.

   Коррупция всё более и более поражает государственный аппарат обновленной России. Этот безрадостный факт Президент РФ В.В.Путин, по существу, признал в Послании Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года. «Наша действительность не может нас удовлетворить, - отмечал бывший глава государства, - и если многим чиновникам кажется, что так будет всегда, то должен их огорчить: в наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии» [2]. Газеты писали, что национальный лидер, по сути, объявил войну коррупции в России.

  К сожалению, война коррупции была объявлена на словах. На деле президент, имевший огромное влияние на законодателей, возглавляя «партию власти», так и не смог (?) добиться ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Государственная дума никак не отреагировала на призывы В.В.Путина. За все восемь лет его президентства закон о борьбе с коррупцией в России так и не был принят. А раз не было законодательного противодействия, то это негативное явление, расцветало пышным цветом.

  Общественно-политический журнал «Российская Федерация сегодня» опубликовал следующий коррупционный «прейскурант». За место в партийном списке для прохождения в Госдуму требуется заплатить  $2-5 млн., за вынесение законопроекта на рассмотрение Госдумы         - $250 000, за получение госзаказа - 20% от суммы проекта.  За строчку в госбюджете министерские чиновники требуют «откат» до 3% от суммы проекта.  За выдачу лицензий, а также отзыв лицензий у конкурентов «полагается» уплатить   $1-5 млн, за получение госзаказа   - 1/3 от его суммы. Уже некоторые судьи устанавливают прейскурант: за выигрыш арбитражного процесса - 10% от защищенной суммы [3].

По мнению экспертов, материальные издержки от злоупотреблений служебным положением должностных лиц составляли в начале 2008 года более 1 трлн рублей [4].

   Если провести историческую аналогию с сегодняшним днем, то борьба с коррупцией сегодня больше напоминает действия Бориса Годунова. Те же увещевания, что воровать и брать взятки нехорошо, те же попытки сменить проворовавшихся губернаторов, их заместителей и мэров на «лучших людей». Да и призывы прибавить жалование чиновникам, чтобы они «могли пристойно жить без лихоимства», из того же набора борьбы с коррупцией.

   Несмотря на наличие национального плана борьбы с коррупцией, целого пакета антикоррупционных законов, принятого Госдумой, по результатам борьбы с этим злом Россия занимает малопочетное 147 место в мире. Видимо, не все антикоррупционные меры, принятые в последние годы, отличаются эффективностью. Чтобы повысить эффективность необходимо изменить несовершенное  законодательство. По утверждению Президента РФ Д.А.Медведева,  в 10000 российских законах содержатся условия для коррупции. Кроме того, сегодня уже недостаточно просто обличать и ругать коррупцию, а настала пора перейти от слов к делу, от призывов к конкретным действиям. Нужно не грозить пальчиком коррупционерам, пойманным за руку, а конфисковывать у них всё имущество, нажитое преступным путем. А наиболее злостных коррупционеров нужно судить и наказывать в уголовном порядке. Было бы правильным освещать такие судебные процессы в средствах массовой информации. В борьбу с коррупцией следует шире вовлекать институты гражданского общества. Только при этих условиях удастся если не искоренить, то хотя бы существенно снизить высокий уровень коррупции в России.

  Кроме того, нужно искать и другие, более действенные способы борьбы с продажностью и подкупностью представителей власти и политических партий. Возможно, для этого стоит изучить наш исторический опыт и опыт европейских государств.

 

Список литературы

1.              Моисеев В.В. История России. Учебник. – Орел: изд-во ОРАГС, 2008. – 520 с.: илл.

2.              Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию 25 апреля 2005 г. //Российская газета, 2005, 26 апреля.

3.              Сычева Л. Коррупция: берут деньгами, машинами, коттеджами…/ Российская федерация сегодня. 2008, №4. С.31.

4.              Торопова Т. Прокуратура возглавит борьбу с коррупцией //Аргументы и факты, 2008. № 9.

 

 


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

  © Центр Физической Культуры,Спорта и Здоровья Фрунзенского Района, 2012-2013.