Спортивная секция кикбоксинга - Центр физической культуры, спорта и здоровья Фрунзенского района

Центр физической культуры, спорта и здоровья Фрунзенского района

Спортивная секция кикбоксинга



Кикбоксинг

История советского и российского кикбоксинга.

Кикбоксинг в СССР

Кикбоксинг возник в 70-е годы в странах Западной Европы и США. С 1983 года регулярно проводятся чемпионаты Европы и мира. Всемирная ассоциация организаций кикбоксинга ( ВАКО) была образована в 1977 году и в настоящее время объединяет более 80-ти стран. ВАКО ставит задачу включения кикбоксинга в число олимпийских видов спорта.

Кикбоксинг – вид спортивного единоборства, сочетающий в себе технику работы руками, взятую из бокса и технику работы ногами, взятую из восточных единоборств. Удары руками и ногами разрешается наносить только в голову и по туловищу ( выше пояса), как ив боксе, а подсечки – с внутренней и внешней стороны стопы на уровне фута ( специально мягкой обуви без подошвы). Имеет несколько видов, отличающихся содержанием соревновательной деятельности:

В СССР кикбоксинг начал развиваться с 1987 года, как движение инициативных групп и самодеятельных секций. 1 сентября 1989 года на учредительной конференции в г. Киеве был образован Всесоюзный совет по кикбоксингу (ВСК) и действующий на общественных началах координационный центр клубов и секций кикбоксинга РСФСР, УССР, БССР, Латвийской ССР. Принято положение о ВСК, в котором поставлена задача в сотрудничестве с Госкомспортом СССР подготовить создание официально признанной всесоюзной федерации этого вида спорта. Деятельность ВСК инициировала интерес к кикбоксингу практически во всех союзных республиках. ВСК своими силами организовал ряд мероприятий, включая выступление демонстрационной группы ВСК на открытии 5 чемпионата мира по боксу ( август 1989года, г. Москва, Дворец спорта « Олимпийский»), международный показательный турнир по кикбоксингу ( сентябрь 1989 года, г. Москва, универсальный дворец спорта « Дружба»). Сборная команда ВСК принимала участие в международном турнире в Польше и на открытом чемпионате Венгрии в ноябре 1989 года, где завоевала 1 золотую, 2 серебряные и три бронзовые награды. Первые командные соревнования республиканского масштаба были проведены в ноябре 1989 года на Украине, в г. Запорожье.

В январе 1990года выходит постановление Госкомспорта № 1\5 от 24.01.1990г. « О признании кикбоксинга, как вида спорта», в котором, в частности, говорится о принятии предложения Главного управления летних видов спорта о проведении учредительной конференции с участием представителей союзных республик, г.г. Москвы и Ленинграда, спортивных организаций профсоюзов и ведомств с целью создания Всесоюзной федерации кикбоксинга, избрания ее руководящих органов и утверждение устава.

В марте 1990года в Олимпийском комитете СССР проходит учредительная конференция по созданию федерации кикбоксинга СССР, председателем которой избирается москвич Олег Зиборов.

В марте 1990 года в Харькове прошел второй Всесоюзный турнир по кик-боксингу, в котором приняла участие команда польских спортсменов.

В июле 1990 года в Ужгороде состоялся первый чемпионат СССР по кик-боксингу в разделе лайт и семи – контакт, в организации которого большое участие принял Степан Льендл. В разделе лайт-контакт победителями стали российские спортсмены Вадим Украинцев ( 69кг) и Кирилл Душкин ( 74 кг) из подмосковного города Дедовска. Надо сказать, что ВФК особое значение придавало семи и лайт-контактному кикбоксингу, которые, предъявляя высочайшие требования к технической, тактической и психологической подготовке спортсменов, все же имеют меньшую степень риска, чем фул – контакт, привлекательный для его приверженцев жестким, бескомпромиссным характером поединков с дозировкой риска, наверное, предельной для спортивной дисциплины. Не случайно, именно семи и лайт-контакт получили особенно широкое развитие за рубежом, наряду с произвольными сольными композициями. По итогам прошедшего чемпионата были все основания утверждать, что в области семи и лайт – контакта авангард советского кикбоксинга достиг уровня, отвечающего высоким международным стандартам. Соревнования в Ужгороде показали, что в этих разделах кикбоксинга лидирующие позиции в советском спорте занимают Москва, Россия, Белоруссия, Украина.

В августе 1990 года в Виннице прошел первый чемпионат СССР по кик-боксингу в разделе фулл-контакт и произвольных сольных композициях. По итогам чемпионата выявилось достаточно равномерное развитие кикбоксинга в стране: хорошее впечатление оставили спортсмены Белоруссии, Украины, из территориальных зон РСФСР, Сибири, Урала, Северо – Запада России, Казахстана, Латвии, Москвы и Ленинграда. Особенно запомнились чемпионы СССР алмаатинец Асанов, рижанин Нестерук, минчане Шарапов и Шарепо, киевлянин Нечаев и виничанин Герцог-Соболев

За один сезон советские «фуловики» прошли дистанцию, на преодоление которой их западным коллегам понадобилось десять лет. Техника бокса хорошо освоена практически всеми, всерьез специализирующимися на фул-контакте советскими кикбоксерами, многие их которых начинали с карате и других восточных единоборств. В то же время многие пришедшие в кикбоксинг боксеры, среди которых было не мало мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта, серьезно подвинулись вперед в овладении техникой действий ногами.

В ноябре 1990 года в Мадриде советские кикбоксеры впервые приняли участие в чемпионате Европы. Украинские файтеры Алексей Нечаев( 57кг) и Виктор Аксютин ( 60кг) стали обладателями золотых медалей в разделе фул-контакт, а сборная команда СССР в этом разделе заняла первое командное место.

В ноябре 1990 года в Москве, в универсальном спортивном комплексе «Дружба», прошли первые в России соревнования по профессиональному кикбоксингу на матчевой встрече команд Москвы и Ленинграда. Наиболее запоминающимися были победы Вадима Украинцева и Кирилла Душкина ( Москва) и Сергея Андрианова ( Ленинград).

В августе 1991 года в Новокузнецке прошел второй чемпионат СССР по кикбоксингу, по результатам которого была сформирована сборная команда страны .

В октябре 1991 года в Лондоне прошел чемпионат мира по кикбоксингу в разделе лайт-контакт. Спортсмены сборной команды СССР завоевали одну золотую ( Александр Иванов, Якутск), одну серебряную ( Николай Морозов, Челябинск) и одну бронзовую ( Кирилл Душкин, Дедовск, Московская обл.) медали.

В ноябре 1991 года в Париже прошел чемпионат мира по кикбоксингу в разделе фул-контакт, на котором советская сборная одержала командную победу, завоевав четыре золотые и четыре бронзовые награды. На этом чемпионате золотую медаль в тяжелом весе завоевал украинец Виталий Кличко, нынешний чемпион мира по боксу среди профессионалов в тяжелом весе по версии Всемирного боксерского совета.

В июле 1992 года Всесоюзная федерация кикбоксинга была преобразована в Всеевразийскую федерацию кикбоксинга со штаб-квартирой в Киеве. Президентом был избран Олег Зиборов, а с 1995 года президентом ВФК является Андрей Чистов. Одной из главных задач ВФК стало проведение чемпионатов Содружества Независимых Государств.

В июне 1992 года в Москве, в Дворце спорта «Динамо» на ул. Лавочкина прошел первый чемпионат СНГ.

В дальнейшем под эгидой ВФК стали регулярно проводиться в странах СНГ крупные международные соревнования по кикбоксингу. Кикбоксинг в России

Российский кикбоксинг по праву считается продолжателем победных традиций советского кикбоксинга.

В ноябре 1991 года в Свердловске была образована федерация кикбоксинга России со штаб-квартирой в Челябинске, которую возглавил Юрий Романов.

Интересной особенностью первого чемпионата было большое количество участников из чистых боксеров, у которых в боевом арсенале в значительной степени преобладала техника нанесения ударов руками, а также из чистых каратистов, у которых, наоборот, перевес был в сторону нанесения ударов ногами. Доминировали, в основном, выходцы из бокса, но им явно не хватало в ударной технике комбинационной работы рук и ног. По мере развития кикбоксинга в стране, этот недостаток постепенно устранялся.

В ноябре 1991 года была образована Российская профессиональная лига «Китек», которую возглавил Юрий Ступеньков. РПЛ « Китек» в начале 90-х годов сделала очень много для популяризации кикбоксинга в России и проявлении к нему интереса со стороны многочисленных зрителей и болельщиков, а также средств массовой информации.

В феврале 1992 года в Универсальном спортивном комплексе ЦСКА прошла матчевая встреча с американскими кикбоксерами и бой за звание чемпиона мира в среднем весе по версии ИСКА между российским спортсменом Вадимом Украинцевым и трехкратным чемпионом мира среди профессионалов американцем Ричардом Хилом. Тот захватывающий поединок закончился ничейным результатом, хотя по мнению многих спортивных специалистов лучше в нем выглядел российский кикбоксер.

В феврале 1992 года в дворце спорта « Крылья советов» прошел первый чемпионат Российской профессиональной лиги «Китек», собравший более 240 спортсменов из регионов России, Украины и Белоруссии. В дальнейшем этот турнир стал традиционным.

В мае 1992 года в Москве в Дворце спорта «Олимпийский» прошел крупный международный турнир по кикбоксингу, на котором в качестве почетного гостя присутствовал легендарный американский каратист и актер Чак Норрис. Ключевым событием спортивного праздника была повторная встреча между Вадимом Украинцевым и Ричардом Хилом, на которой победу по очкам одержал американский спортсмен.

В июле 1992 года в Универсальном спортивном комплексе ЦСКА прошел первый открытый чемпионат Вооруженных Сил России по кикбоксингу.

В августе 1992 года в Москву приезжает десятикратный чемпион мира среди профессионалов по кикбоксингу киноактер Дон «Дракон» Вилсон, который в Универсальном спортивном зале «Дружба» проводит семинар и показательный урок по кикбоксингу.

В сентябре 1992 года сборная команда России отправилась в Южную Африку, где в Йоханнесбурге провела матчевую встречу со сборной командой ЮАР.

В октябре 1992 года сборная команды России в США провела две товарищеских встречи с американскими кикбоксерами.

С 1992 года сборная команда России стала регулярно принимать участие в чемпионатах Европы и мира и сразу вошла в число ведущих стран, развивающих этот вид спорта. На лидирующих позициях на тот момент времени находились сборные команды Украины и Белоруссии.

В декабре 1993года в Дворце спорта «Олимпийский» проходит крупный международный турнир по кикбоксингу, на котором в качестве почетного гостя присутствует легенда мирового кикбоксинга американец Бенни Уркидес. Сергей Андрианов из Санкт-Петербурга стал чемпионом мира среди профессионалов по версии ИСКА в полутяжелом весе.

Июнь 1994 года, Монреаль. Наталья Ларионова из Санкт-Петербурга становится чемпионкой мира по версии Международной спортивной ассоциации кикбоксинга ( ИСКА).

В феврале 1995 года в Москву по приглашению Российской профессиональной лиги «Китек» приезжает Жан – Клод Ван-Дам, который присутствует на международном турнире по кикбоксингу в Дворце спорта "Олимпийский".

Удаленность штаб – квартиры ФКР, находящейся в Челябинске, от руководящих спортивных организаций страны – Госкомспорта России и ОКР поставила вопрос о переносе главного руководящего органа федерации в Москву. Одними из активных сторонников этого вопроса были Юрий Ступеньков (Москва), Марк Мельцер (Москва), Юрий Другин (Сургут), Ришат Саяпов (Уфа) и другие.

В апреле 1996 года в Москве в здании Москомспорта прошла отчетно-выборная конференция, большую помощь в проведении которой оказал первый заместитель председателя Москомспорта Константин Константинович Чернов и президент клуба «Китек» Марк Мельцер. На конференции было принято решение о переезде штаб – квартиры федерации в г. Москву и избран президент ФКР Владимир Клименко, возглавляющий аппарат Совета Обороны России. В президиум федерации вошли наиболее активные и авторитетные специалисты кикбоксинга, в том числе Ю. Другин и Р. Саяпов. Такое решение во многом способствовало успешному выступлению российской команды на международной арене, где отечественные кикбоксеры выщли на лидирующие позиции в мире в жестких дисциплинах – фул-контакт и фул-контакт с лоу-киком и музыкальных формах.

В сентябре 1997 года в универсальном спортивном комплексе «Дружба» прошло первое в истории кикбоксинга Первенство мира среди молодежи под эгидой Всемирной ассоциации организаций кикбоксинга ( ВАКО). Сборная команда России уверенно занимает первое общекомандное место.

В июле 1998 года в Москве прошли Всемирные юношеские игры, на которых кикбоксинг был представлен в демонстрационной программе, как международный турнир «Надежда». Соревнования собрали более 150 юных файтеров из 25 стран . В качестве почетных гостей на турнире присутствовали президент Всемирной ассоциации организаций кикбоксинга ( ВАКО) итальянец Энио Фальцони и президент Всемироной ассоциации кикбоксинга (ВКА) англичанин Пол Ингрем, которые дали высокую оценку уровню организации турнира и спортивной подготовки участников.

К сожалению, вождистские амбиции отдельных членов президиума ФКР не позволили сохранить единство организации. Юрием Другиным и Ришатом Саяповым были созданы, соответственно, Федерация кикбоксинга России по версии ИАКСА и Общероссийская федерация кикбоксинга. Оба президента Другин и Саяпов стали одновременно выставлять две российские команды на чемпионаты Европы и мира по кикбоксингу по версии ИАКСА, пока Саяпов не перешел под эгиду ВПКА, где принимает участие в международных соревнованиях.

В июле 2001 года на отчетно -выборной конференции президентом ФКР был избран Михаил Шмаков, возглавляющий федерацию независимых профсоюзов России.

В декабре 2003 года на отчетно-выборной конференции президентом ФКР был избран Юрий Рындин, заместитель генерального директора горно-металлургической компании «Норильский никель». Михаил Шмаков стал почетным президентом ФКР.

В настоящее время в мире существует несколько спортивных организаций, развивающих кикбоксинг. Есть объективные показатели их авторитета – это количество входящих в организацию стран и мастерство участвующих спортсменов. По таким показателям сильнее других организаций выглядит ВАКО. Устойчивые позиции занимают ВКА и ИАКСА, которые в сентябре 2004 года в швейцарском городе Базеле проводят совместный чемпионат мира. Не смотря на то, что в работе каждой международной организации есть свои недостатки, руководство ФКР держит курс на развитие спортивных связей и на объединение этих организаций с целью проведения единых любительских чемпионатов Европы и мира. Физкультурно-спортивное объединение «Федерация кикбоксинга России» аккредитована Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту по виду спорта «кикбоксинг», аттестат аккредитации: серия А № 000099. По рекомендации Федерального агентства по делам физической культуры, спорта и туризма, получив (единственная из трех российских организаций кикбоксинга) государственную аккредитацию, ФКР начала активную работу по объединению российского кикбоксинга. Ришат Саяпов с Всероссийской федерацией кикбоксинга вошел в состав ФРК, став одновременно вице-президентом ФКР, а Юрий Другин от объединения отказался.

Федерация кикбоксинга России отправила сообщения в спортивные комитеты соответствующих уровней, что к соревнованиям, проводимым ФКР согласно календарному плану, утвержденному Госкомспортом России и соревнований, проводимых региональными федерациями кикбоксинга допускаются кикбоксеры, судьи (при соответствующей подготовке) всех существующих версий и направлений. К семинарам, проводимым ФКР, будут привлекаться руководители клубов, тренеры, судьи, также всех версий и направлений.

ФКР активно участвует в общественной жизни страны. – Всероссийская Партия «Единая Россия» и Общероссийская общественная организация « Федерация кикбоксинга России» подписали Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. Общероссийская общественная организация «Федерация кикбоксинга России» вошла в состав Консультативного совета общественных объединений при Генеральном совете Партии «Единая Россия». Член Генерального совета Партии, Председатель Консультативного совета, депутат Государственной Думы Андрей Исаев является членом президиума ФКР.

На прошедшем в 2003 году чемпионате мира, проводимым ВАКО, сборная России уверенно заняла первое общекомандное место, завоевав во всех разделах в общей сложности 18 золотых, 18 серебряных и 16 бронзовых наград.

Хотя российский кикбоксинг относительно молод, ему удалось стать одним из самых популярных видов спорта в России, он культивируется в 67 регионах страны, к занятиям привлечены около 200 тысяч человек. Интересен спортивный календарь по кикбоксингу, который предусматривает ступенчатую систему проведения соревнований: регион, зона, финал российских соревнований. Проводятся чемпионаты Вооруженных Сил, МВД, студентов. Кроме того, проводятся около 30-ти международных и российских турниров, которые устраиваются в различных городах страны.

Многие турниры носят не только спортивный, но и большой воспитательный характер, проходят под девизом борьбы с наркоманией, преступностью. Воспитанники кикбоксинга героически ведут себя в горячих точках, более 120 кикбоксеров награждено правительственными наградами.

На спортивной карте России появилось очень много центров, которые готовят атлетов высокого класса. Наиболее успешно кикбоксинг развивается в Санкт–Петербурге, Москве, Челябинске, Московской области, Белгороде, Липецке, Красноярске, Дагестане, Ингушетии, Ставропольском и Краснодарском краях, Саратове, Омске, Владивостоке, Ханты-Мансийске, Череповце, Ижевске, Барнауле.


Базовой основой любой системы боевых искусств является то или иное философское течение. Известно, например, что школа Чань (японск.-Дзэн), одна из самых популярных школ китайского Буддизма (сформировавшаяся на рубеже 5-6 веков), оказала длительное, сильное и плодотворное воздействие на самые различные сферы культуры целого ряда стран: Китая, Кореи, Японии, Вьетнама и др. В частности, влияние этого религиозно-философского учения на военно-прикладные искусства настолько многогранно, что игнорировать этот факт нельзя даже сейчас, поскольку многие из этих систем дожили до наших дней и получили широкое распространение во всём мире.

В суете современной жизни такие понятия, как философия и религия отодвинуты в нашем сознании на задний план. Мы воспринимаем их, как некоторые застывшие глыбы мёртвых неактуальных определений и непроходимых лабиринтов казуистических установок. А ведь на самом деле изначальное появление религии и философии было определено желанием человека познать природу явлений окружающего его мира, проникнуть в законы его построения, найти своё место в нём. Учения передавались в разнообразных формах из поколения в поколение, менялись концептуально, выстраивались в системы.

Люди, принимавшие концепции учений, следовали их принципам, идеям и установкам. Адепты менялись внутренне. Часто такая перестройка сопутствовала и внешним (физическим) изменениям. Философия и религия были живыми инструментами, которые объясняли окружающий мир и давали возможность существовать с ним в гармонии.Приглядевшись к прагматическому назначению философско-религиозных учений с одной стороны и военно-прикладных систем с другой, можно обнаружить в них удивительно схожие, единые цели и задачи. А именно: путём психического и физического тренинга, саморегуляции, с помощью разнообразных методов воздействия, привести адепта в соответствие с определёнными параметрами идеального типа.

Для Боевых Искусств – достичь образа «идеального бойца». Естественно, что в процессе такой глубокой практики вырабатывались также моральные и этические нормы, критерии поведения и взаимоотношения с окружающим социумом и физической средой (природой). Именно этот аспект является центральной точкой в нашей беседе.

Человек, познающий боевое искусство, в совокупности со всеми остальными навыками принимает к исполнению и некоторый моральный кодекс. У него вырабатывается привычка следовать определённым поведенческим ориентирам. Свод моральных правил становится настолько органически связан с базовыми положениями боевых систем, что у адептов не возникает вопрос «...что такое хорошо и что такое плохо».

Нужно отдать должное тому, что Чань Буддизм (Дзэн) отличается самым радикальным образом от всех других религиозных и философских учений в том, что не теряет контакт с обыденной жизнью. Мораль вытекает в нём из сути и ткани самого учения. В частности, институт отношений между учителем и учеником вполне конкретен и имеет самые прагматичные цели: создание оптимальной атмосферы для передачи учения (знания).

Почитание, уважение и забота о старшем поколении младшими способствует продлению периода их совместного проживания, когда бытовой опыт передаётся от «сердца к сердцу». Клановая и родовая иерархия, ответственность за безопасность и процветание семьи, общины, также имеют корни в контексте, казалось бы столь далекого от этих проблем, Буддизма.

В сфере морали и этики религиозно-философские концепции объединяли своих последователей независимо от социальной принадлежности. Монахи, городские миряне, воины, крестьяне на бытовом поведенческом уровне руководствовались едиными, конкретными принципами, продиктованными данной системой. В тоже время, Чань (Дзэн) содержит, наряду с практичностью и конкретностью, положения, которые дают адепту многомерную степень свободы, выводящую далеко за пределы мирской корыстности и суетности.

Одной из проблем, решаемых в процессе практики в рамках Чань Буддизма, является снятие антагонизма между человеком (субъектом) и окружающим миром (объектом или суммой объектов). Не вдаваясь в долгие концептуальные объяснения, можно сказать, что возможное решение Буддизм предлагает в виде преодоления личностного «Эго».

Следуя концепции учения, субъект (человек) и объект не должны быть противоположными началами. Они рассматриваются как равноправные грани единой реальности. В процессе тренировки человек выходит за рамки своей индивидуальности, освобождается от иллюзии своего «Я». Уход от беспочвенного утверждения «...человек – царь природы...», опустошение собственного «я», преодоление своей эгоцентрической весомости, позволяют, в конце концов, субъекту «раствориться» в тех процессах, в которые он вовлечён в повседневной жизни.Подобные Чаньские принципы нашли самое прямое отражение в некоторых видах боевых искусств. Например, практика ряда школ Кунг Фу строится таким образом, что подводит учеников к состоянию слияния их с «динамикой боя». Боец воспринимает себя, как частицу данного процесса. Его движения приобретают характер адекватного симультативного (одновременного) процесса изменений боя. Боец «схватывает» ситуацию в целом, со всеми присущими ей внутренними изменениями.

Во время боя бойцы не воспринимают себя как две противоборствующие стороны, но как составные элементы единой системы, действующей по общим для всех её частей законам. Кстати, аналогичным законам всего мироздания. Задачей бойца становится не нарушение этих законов, отрешение от каких-либо личностных субъективных желаний, мотиваций и стремлений.

В силу экстремальности военно-прикладной деятельности и подготовке к ней, с учётом огромных психофизических нагрузок, переносимых воинами, можно понять, почему их моральные и этические нормы всегда выражались гораздо ярче и экстенсивнее и служили образцом для мирян. Наиболее характерным примером этого служит самурайский кодекс Буси-До. Высочайшие требования к поведению зачастую приводили воина к единственно возможному решению моральной конфликтной ситуации в виде самоуничтожения. При этом, изменённая психика адепта находила в таком исходе избавление от позора, стыда и внутреннего мучения, связанного с проступком.

Ответственность личности и социума (семьи, клана, государства) не разделялись, а дополняли друг друга, выстраивая относительно моногамные (единые) моральные нормы. Это имело большое значение для судеб военно-прикладных искусств и предопределило их историческое место. В частности, Чаньские направления были связаны в течение веков с религиозно-политическими тайными обществами далеко за пределами Китая и имели значительное влияние на ход национально-освободительных процессов в восточных странах.Таким образом, формирование высоких морально-этических норм и принципов в среде адептов военно-прикладных искусств было предопределено самой сутью, тканью этого явления.С точки зрения общечеловеческой гуманности и разумности, не может и не должно быть иначе!

Человек, берущий в руки оружие, одновременно берёт на себя дополнительную ответственность и судится по более высоким моральным меркам. Непонимание или сознательный отказ индивидуума, владеющего оружием, от следования таким правилам, ставят его в положение преступника. Это простое правило справедливо не только для отдельного человека, но и для любой социальной структуры, включая государство. Уровень технической подготовленности в боевых искусствах обязан быть связан с одновременным подъёмом моральной планки.

Перекидывая мостик в нашем разговоре в настоящее время, надо вспомнить о том, что проникновение азиатских видов боевых искусств на территорию современной России ошибочно относят ко второй половине 20-го века. Вероятно, под этим понимают массовую популяризацию этого феномена, пришедшего вместе с кинопродукцией Гонконга и, несколько позже, из Голливуда. Однако, появление отдельных очагов практикующих боевых искусств, можно проследить ещё в царской Росси конца 19-го столетия. Государственная секретная полиция, например, взяла на вооружение Джиу-джитсу и Каратэ. Из арсенала западных стран, в тоже время, в Россию пришёл Английский бокс, и французский Сават. Широкого развития эти виды не получили, служили узкоспециализированным государственным структурам, или являлись экзотическим увлечением в привилегированных частных клубах.

Отличительной чертой проникновения азиатских военно-прикладных искусств являлось их оскопление (обрезание и упрощение). Из многогранных традиций, как правило, выделялись лишь отдельные аспекты.

Предпочтение повсеместно отдавалось изучению исключительно кулачному бою. Все иные сопутствующие составляющие систем игнорировались. По китайской классификации, например, военно-прикладное искусство подразделялось на следующие разновидности:

Чаньские системы включали в себя все эти разновидности. На новой почве прививались лишь отдельные, сугубо прикладные, элементы богатой традиции. В отсутствии отброшенных в сторону философских и психологических принципов Чань Буддизма, составляющих фундамент и формирующих системность боевых искусств, занесённые в Россию семена не дали богатого урожая.

Психотип россиянина, сформированный вековыми традициями христианского учения (доминирующей религиозной концепцией), не стал благодатной средой для иноземных эзотерических идей.Катастрофа, в которую Россия была втянута Первой Мировой Войной, последующими событиями 1917 года и Гражданской Войной, обострила социальную и криминальную ситуацию. Именно эти события оказались своеобразным катализатором для более интенсивного освоения военно-прикладных дисциплин. Однако, как было указано выше, традиционные восточные боевые искусства не уживались в России в виде целостных систем. Беспечно отвергая старое и «чужое», новая советская идеология, в тоже время, нуждалась в самоутверждении.

В области боевых искусств такое затребование «сверху» привело к появлению в 1920-х годах к некоему мутанту, получившему название «Самбо» (самозащита без оружия). Это советское изобретение родилось в результате слияния техник японского Дзю-до и Дзю-дзюцу с техникой вольноамериканской борьбы Кэтч, Греко-римской борьбы, английского и французского бокса. Родоначальник этого новшества В.А.Спиридонов ориентировался на использовании Самбо в органах НКВД, милиции, органах госбезопасности, пограничных и конвойных войсках. В.С.Ощепков, в тот же период времени, пытался познакомить более широкий круг людей с «новой» борьбой. Для этого он удалил жёсткие и опасные приёмы, заменил татами на мягкий ковёр, изменил правила соревнований, униформу и ритуал Самбо. Ощепковское унифицированное детище перекочевало в спортивный разряд. Потеряв характеристики боевого искусства, Самбо вскоре превратилось в обычное спортивное единоборство со всеми его условностями и ограничениями.

Изначальный (боевой) вариант столь же быстро расстался с названием Самбо и стал «рукопашным боем». Спущенная указанием «сверху» Самбо, с самого рождения была заключена в рамки идеологического кокона. Превалирующей идеей было воспитание у личности чувства коллективизма. Каждый борец, прежде всего, был обязан думать о судьбе своей команды, своего клуба, своей страны. Личные достижения рассматривались лишь на целостной шкале успехов всего коллектива. Популярными были именно командные соревнования по Самбо, где каждый участник приносил очки своей команде. Морально-этический кодекс новой борьбы декларировал прекрасные ориентиры для развития таких личностных качеств, как честность, смелость, целеустремлённость. Однако, все они должны были служить одной цели – формированию человека «нового типа» с безусловным доминирующим геном ответственности перед коллективом и непрекословной подчиняемостью власть-держащим.

Орудием воспитания такого идеального человека, в отличие от Буддизма (с присущей ему внутренней духовной работой), служила внешняя насильственная идеологическая пропаганда. В 60-70-х годах массовая популярность восточных видов единоборств была обусловлена несколькими причинами. К внешним относится потепление международных отношений с Китаем, позже с Вьетнамом, Лаосом и Кореей. Несомненно, обмен студентами, преподавательским составом, научное и военное сотрудничество приоткрыли полог ранее таинственных дисциплин.

Однако, главной являлась внутренняя причина - готовность менталитета рядовых граждан России к абсорбированию любой «не формальной» информации, приходящей из-за рубежа. Тот же интеллектуальный голод, что породил волну неофициальной культуры бардовой песни, российского рока, самиздата, одел сотни тысяч молодых людей в спортивные самопальные кимоно. С безрассудным криком «Ки-Ай» Россия ринулась осваивать Каратэ. И уже в который раз, традиционные формы стали прилаживать на местный (советский) лад, выбрасывая и заменяя всё, что не укладывалось в устоявшиеся нормы и понимание. Доходило до смешного. Я лично участвовал в разработке первых правил соревнований по спортивному Каратэ в СССР.

По какой-то причине правила международной федерации Комитет по Физической Культуре и Спорту не устраивали. Терминология оказалась первой проблемой. «Сверху» распорядились заменить японские названия технических действий и команд на понятные русскому уху. Вместо короткого «маваси-дати» из уст судьи на татами должно было прозвучать: «...удар задней ногой по кругу-сбоку в среднем уровне...». Неудивительно, что советский спортивный каратэшный мутант не был способен перенять и толики из морального кодекса Буси-До. В том штурме по изучению каратэ никто даже не обратил внимания, что признанно высокая самурайская мораль, с её духовными ценностями и нормами, с жёсткой самодисциплиной и является краеугольным камнем к пониманию всей системы Каратэ. Эта самая мораль и сейчас является определяющим фактором духовной культуры Японии.

Без понимания принципов Буси-До нечего даже надеяться на адекватное постижение смысла и предназначения этого японского традиционного боевого искусства. На какой базе в период «застоя» возможно было воспитание основных принципов кодекса Буси-До: 1. верность долгу,2. мужество,3. честь,4. бескорыстие,5. скромность,6. вежливость,7. щедрость,8, уважение,9. доброжелательность,10. владение своими чувствами?

Переломные моменты истории не всегда стимулировали рождение исключительно мутантов в боевых искусствах. Положительным примером появления новой боевой дисциплины служит Крав-Мага (контактный бой). Это израильская система самозащиты, созданная в конце 40-х годов Имай Лихтенфельдом. Запросом на появление Крав-Мага послужила сама жизнь. Имай сражался на улицах Будапешта с фашисткими молодчиками в юности, создавал боевые группы еврейских сил самообороны в Палестине, учил рукопашному бою в спецслужбах Израиля. В Крав-Мага изучаются только те приёмы, которые отвечают принципам простоты, быстроты, надёжности. Соображения этики, гуманности, традиций в расчёт не берутся. Контроль над своими эмоциями и избавление от любых бесполезных движений – два краеугольных камня системы. При подготовке бойцы имеют высокую степень мотивации . Они видят перед собой конкретную практическую цель и чувствуют необходимость в изучении своей борьбы. Тренировки Крав-Мага отличаются высоким духом энтузиазма и активности (на мой взгляд, иногда тормозящими процесс обучения). Высокие моральные характеристики бойцов являются естественным продолжением общегражданской преданности родине, готовности к самопожертвованию, смелости, решимости, чувства товарищества. Крав Мага продолжает развиваться и становится все более популярной в спецподразделениях Франции, Бельгии, США, Польши и Швейцарии.

Пришли времена перестройки, открывшие заново принципы капиталистического хозяйствования. Внутренний культурный рынок получил доступ к мировым источникам. Творческие и интеллектуальные силы нашли возможность воплощения своих потенциалов. И в тоже самое время, в отсутствии сформулированной идеологии, в вакууме морально-этических норм, полилась на головы россиян муть низкопробного сорта частного предпринимательства, бездуховной попсы, безнаказанного бюрократического произвола и криминального разгула. Идеологическую пустоту стал быстро заполнять феномен индивидуализма, главным субъектом которого стал герой одиночка (супермэн). Основным моральным принципом была провозглашена всёдозволенность, где цель оправдывает средства. В российском спорте в это время возникают новые (доселе незнакомые лица): бейсбол, боулинг, кик-боксинг и другие. Кик-боксинг появился впервые в 1974 году.

Менеджер профессиональных спортсменов Георг Брюкнер основал (придумал) единоборство, соединяющее техники ударов руками и ногами. Это была попытка создания зрелищного вида единоборств, рассчитанного, в основном, на профессионалов, занятых в шоу-бизнесе. Это уже был не мутант от боевых искусств, а инвалид. Технический арсенал кик-боксинга с самого рождения был весьма ограничен. Удары открытой рукой, локтями, коленями, головой, подножки, подсечки, захваты, броски, удушения и т.д. были запрещены. Однако, зрелищность и динамика этого спорта, совокупность “ручной и ножной” работы сделали кик-боксинг привлекательным. Соревновательной целью кик-боксинга, как и в большинстве других единоборств, является победа над противником. Также, как и в других видах спорта, результаты здесь опираются на развитие выборочных (необходимых в большей степени для данного вида) физических двигательных качеств человека: силы, быстроты, выносливости, ловкости, координации, гибкости. Это является тем фундаментом, которым в традиционных боевых искусствах служит философия и религия. Тем ни менее, избежать воспитания моральных качеств в кик-боксинге невозможно даже при отсутствии философской базы.

Индивидуальное противостояние на ринге безусловно требует уверенности в себе, смелости, решительности, терпимости, психической уравновешенности и других качеств, очень хорошо укладывающихся в контекст воспитания эгоцентричной, индивидуалистической человеческой системы – идеального доминирующего субъекта. Под надзором судьи на ринге, в рамках правил, нет ничего страшного в столкновении двух таких сторон - это игра, псевдореальность. В реальной жизни те же качества могут сыграть злую шутку с их обладателем и привести к социальной дезориентации. Уверенность в себе может перерасти в зазнайство, превосходство над другими. Решительность вырастет до размеров агрессии.

Смелость заменится безрассудной беспечностью и всёдозволенностью. В отсутствии моральных противовесов, установленных и работающих в обществе, воспитание супер-мена на ринге связано с риском получения социального урода в жизни. С другой стороны, незаполненный идеологической ложью и ментальным насилием сверху, “моральный вакуум” открывает широкие возможности для воспитания общечеловеческих, гуманистических начал именно в молодом поколении и именно в спорте. Движение морального очищения из залов Боевых Искусств должно переносится на более широкую почву. Уникальность момента заключается в том, что этот процесс может начаться снизу-вверх, а не по решению закрытого заседания Ц.К. партии.

P.S. 1.

Высокая мораль – не высокие слова. Это то, как мы живём, какие требования предъявляем к себе, как находим себя в отношении к окружающему миру. Являясь неотрывной частью практики в боевых искусствах моральные аспекты актуальны и сейчас. Присмотритесь к своим тренерам, ибо они являются носителями моральных ориентиров, своими корнями уходящими в традиции Боевых Искусств. Формируя из вас бойцов, они учат вас выдерживать испытания не только на поле боя (ринге), но и за пределами канатов. Закаливаясь в зале, вы приобретаете чувство личной свободы и силы не через насилие или агрессию, а через мягкость подвижного разума, храбрость и самопознание. Японские самураи, воины-цари Тибета, рыцари средневековой Европы, воины-индейцы, вот лишь немногие примеры этой универсальной гуманной человеческой мудрости.

P.S. 2.

Ребята не пришли на соревнования. Не имеет значения, по какой причине и сколько их было. Сам факт случившегося говорит об опасном симптоме тяжёлой болезни общества. Название этого заболевания – индивидуализм. Вероятно, социальная среда, в которой они росли и создала тот мир, в котором личные интересы перевешивают всё остальное. По изломанной шкале моральных ценностей, существующей сейчас в стране, трудно оценить тяжесть их проступка, так же, как сложно предсказать возможное наказание. Мастер школы не закроет дверь перед обесчестившими его учениками. Сгорая от стыда, провинившиеся не сделают себе хара-кири (что было бы логично по кодексу самураев). Я не думаю, что их ждёт наказание, возможное во времена культа личности и всевластия НКВД за неявку на соревнования по Самбо. Надо полагать, тренер Крав-Мага не подаст раппорт на понижение в чине неявившихся бойцов. Им не грозит разрыв денежного контракта с агентом команды по Кик-боксингу.

По всей видимости, наказание может прийти изнутри в виде осмысления произошедшего. Не может быть и речи о серьёзном прогрессе в занятиях, пока не придёт осознание того, что взялись они за серьёзное, мужское дело. Пока изнутри не придёт понимание того, что родители, тренер, партнёры по клубу, противники, пот, боль, успехи и неудачи – это единая система, формирующая вашу личность и вы обязаны уважать и поддерживать каждый элемент этой системы. Взрослея, вы поймёте, что Кик –боксинг это лишь инструмент, с помощью которого вы познаёте мир, а также, что уважение к старшему по возрасту и любовь к распускающемуся цветку – суть единого духовного состояния - зрелости. И надо уметь не только сильно, быстро, точно и вовремя наносить свой удар, но также научиться не делать этого и не позволять делать это другому.

Заключение.

Оторванность Боевых Искусств от философских концепций обрекает их на выхолащивание, потерю “системности”, эклективность и замкнутость. Никогда Кунг Фу и Каратэ не станут национальным русским феноменом, влияющим на духовную и культурную жизнь нации. Тем ни менее, семена высоких принципов общечеловеческой духовности, которые заносятся ветрами перемен на российскую почву, в том числе вместе с практиками восточных единоборств, при вдумчивой и последовательной работе, несомненно дадут позитивные сдвиги

И.Мессинг

Частным следствием ведения боя в таком состоянии является сокращение “латентного” времени реагирования на внешние раздражители (например, на удар противника). Длинная цепочка переработки информации, в данном случае, становится вспомогательным, а не основным механизмом реагирования. Каждому состоянию объекта теперь соответствует адекватное состояние субъекта (и наоборот). Состояния это складывается спонтанно и симультанно (в тоже мгновение), а не через некоторый “латентный” промежуток времени.

Реагирование превращается в непосредственный (т.е. не опосредованный временным интервалом- задержкой) самопроизвольный, саморегулирующий процесс, протекающий синхронно с изменением объекта действия. На поверхность всплывает её величество Интуиция (предчувствие). Как видим, существует, по крайней мере, два принципиально различных подхода к решению этой проблемы. Первый принят в западном спорте: через развитие определённых физических качеств. Второй заложен в философском контексте Чань Буддизма и используется в практике отдельных школах Кунг Фу. Сравнительный анализ обоих методов выходит за рамки данной беседы и является темой для полноценной Докторской диссертации.


Перейти в раздел:   Новости  |  Катки и лыжни  |  Партнёры  |  Клубы и секции  |  Галерея  |  Фотоархив  |  Контакты  |  Полезные ссылки  |  О нас  |  Вакансии  |  Карта сайта
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

  © Центр физической культуры, спорта и здоровья Фрунзенского района, 2012-2013.