логотип Центр физической культуры, спорта и здоровья Фрунзенского района

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение Центр физической культуры, спорта и здоровья Фрунзенского района

ПЁТРI И БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ

В.В.Моисеев, доктор ист. наук, профессор Тульского филиала ОРАГС, действительный член (академик) Академии социальных технологий и местного самоуправления

Народная мудрость гласит: кто хочет сделать, тот ищет способ, а кто не хочет - ищет причину, чтобы не делать. Трудно утверждать, знал или нет эту мудрость великий реформатор, но его последовательные действия и целеустремленность показывают, что, видимо, знал.

ПётрIискал и нашел способы, как улучшить систему государственного управления, повысить собираемость налогов, создать могучую армию и флот, в целом изменить облик России. При решении этих и других государственных проблем, накопившихся в стране к началу его правления, реформатор, как известно, столкнулся с казнокрадством, мздоимством, взятками, то есть с теми негативными явлениями в системе государственного управления, которые сегодня подразумеваются под термином коррупция.

Из отечественной истории мы знаем, что с коррупцией пытались бороться задолго до воцарения Петра Великого. Так, Иван III пытался законодательным путем ограничить алчность наместников и воевод, думских дьяков и бояр. А его внук Иван Грозный в качестве наказания «за чрезмерность во взятках» ввел смертную казнь. Борис Годунов, придя к власти, сменил во всей России «худых наместников, воевод и судей», назначил на государственные должности лучших людей, удвоил жалование чиновникам, чтобы они «могли пристойно жить без лихоимства». Одновременно с назначением на должность и повышением жалования царь предупреждал чиновников, что за коррупцию и лихоимство они будут казнены.

ПетрIтакже решительно боролся с коррупцией. Причем не делал снисхождения даже своему ближнему окружению. Для борьбы с коррупцией царем-реформатором был учреждёнинститут фискалов.В их обязанности входило «тайное надсматривание» за всеми чиновниками, чтобы они не расхищали казённые средства, не брали взяток. Если доносы фискалов подтверждались, то им полагалось солидное вознаграждение - половина от суммы взысканных штрафов или стоимости имущества, конфискованного у коррупционера. Если даже фискал не смог доказать справедливость своего доноса, то он всё равно освобождался от наказания. А те, на кого он доносил, не могли «высказывать против него досаду» под страхом жестокого наказания. ПётрIпоощрял также доносы рядовых граждан на казнокрадов и взяточников. Если они вскрывали значительные факты коррупции, то правдоискателю полагалось 25 процентов от суммы.

Борьба с коррупцией при ПетреIвходила и в обязанности созданной им прокуратуры. В отличие от института фискалов, прокуроры официально надзирали за соблюдением законов и пресекали их нарушения. Причем следует подчеркнуть, что борьба с коррупцией и другими злоупотреблениями чиновников государственного и местного управления носила не системный характер. Она не ослабевала даже в период северной войны (1700-1721 гг.).

Великий реформатор жестоко наказывал коррупционеров. После того, как сибирский губернатор князь Гагарин был изобличен в коррупции, по приказу ПетраIон был повешен при всем истеблишменте. Архангельский вице-губернатор Курбатов был приговорен судом к большому денежному штрафу. Вице-губернатор Корсаков был публично наказан кнутом, а двум сенаторам князьям Волконскому и Опухтину жгли языки раскаленным железом. Не избежал наказания и обер-фискал Нестеров, который изобличил в коррупции князя Гагарина. На площади, принародно его четвертовали за крупную взятку [1; с. 132-133].

Возможно, методы борьбы с коррупцией в царской России кому-то покажутся чрезмерно жестокими. Но надо иметь в виду, что этот вид преступления препятствовал реализации задуманных реформ, наносил вред авторитету государственной власти, тормозил социально-экономическое развитие империи. Но благодаря решительным мерам по искоренению этого зла, коррупция среди чиновников при Петре Великом была если не ликвидирована, то значительно сокращена.

Коррупция в начале третьего тысячелетия стала основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения России. Она превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главный тормоз на пути реформ и преобразований. Без коррупции не обошлось в несправедливой приватизации государственной собственности. Передел собственности происходит и сегодня при участии коррупционеров. Они способствуют за определенную мзду заказным банкротствам рентабельных предприятий, недружественным слияниям и поглощениям, захватам чужого бизнеса. Должностные лица, причастные к подобным злоупотреблениям, весьма редко становятся объектами уголовных дел, а если попадаются с поличным, то далеко не всегда подвергаются заслуженному наказанию за совершаемые ими коррупционные и иные правонарушения.

Среди коррупции, сложившейся в новейшей истории России в системе государственной и муниципальной службы можно выделить следующие основные формы:

За последние годы произошло расширение форм личного подкупа служащих за счет льготного кредитования, предоставления высокооплачиваемой должности в частных структурах после увольнения из госаппарата, включение в состав советов коммерческих структур или соучредителей государственных служащих или их родственников, выплаты гонораров” и т.п.

Борьбу с коррупцией в современной России пытались вести с помощью указов при первом президенте Борисе Ельцине. Так, еще в 1992 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Он оказался одним из самых игнорируемых за всю историю российского президентства. Его нормы о необходимости предоставлять декларации чиновников о доходах и имуществе начали реализовываться только через пять лет после выхода дополнительного Указа в 1997 г. А норма, запрещающая чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, не выполняется до сих пор. Характерный пример: правительственные чиновники возглавляют крупные корпорации, получают солидные дивиденды от коммерческой деятельности. Даже члены правительства (по должности) входят в коммерческие структуры, возглавляя советы директоров и получая при этом солидные бонусы.

Коррупция всё более и более поражает государственный аппарат обновленной России. Этот безрадостный факт Президент РФ В.В.Путин, по существу, признал в Послании Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года. «Наша действительность не может нас удовлетворить, - отмечал бывший глава государства, - и если многим чиновникам кажется, что так будет всегда, то должен их огорчить: в наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии» [2]. Газеты писали, что национальный лидер, по сути, объявил войну коррупции в России.

К сожалению, война коррупции была объявлена на словах. На деле президент, имевший огромное влияние на законодателей, возглавляя «партию власти», так и не смог (?) добиться ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Государственная дума никак не отреагировала на призывы В.В.Путина. За все восемь лет его президентства закон о борьбе с коррупцией в России так и не был принят. А раз не было законодательного противодействия, то это негативное явление, расцветало пышным цветом.

Общественно-политический журнал «Российская Федерация сегодня» опубликовал следующий коррупционный «прейскурант». За место в партийном списке для прохождения в Госдуму требуется заплатить $2-5 млн., за вынесение законопроекта на рассмотрение Госдумы - $250000, за получение госзаказа - 20% от суммы проекта. За строчку в госбюджете министерские чиновники требуют «откат» до 3% от суммы проекта. За выдачу лицензий, а также отзыв лицензий у конкурентов «полагается» уплатить $1-5 млн, за получение госзаказа - 1/3 от его суммы. Уже некоторые судьи устанавливают прейскурант: за выигрыш арбитражного процесса - 10% от защищенной суммы [3].

По мнению экспертов, материальные издержки от злоупотреблений служебным положением должностных лиц составляли в начале 2008 года более 1 трлн рублей [4].

Если провести историческую аналогию с сегодняшним днем, то борьба с коррупцией сегодня больше напоминает действия Бориса Годунова. Те же увещевания, что воровать и брать взятки нехорошо, те же попытки сменить проворовавшихся губернаторов, их заместителей и мэров на «лучших людей». Да и призывы прибавить жалование чиновникам, чтобы они «могли пристойно жить без лихоимства», из того же набора борьбы с коррупцией.

Несмотря на наличие национального плана борьбы с коррупцией, целого пакета антикоррупционных законов, принятого Госдумой, по результатам борьбы с этим злом Россия занимает малопочетное 147 место в мире. Видимо, не все антикоррупционные меры, принятые в последние годы, отличаются эффективностью. Чтобы повысить эффективность необходимо изменить несовершенное законодательство. По утверждению Президента РФ Д.А.Медведева, в 10000 российских законах содержатся условия для коррупции. Кроме того, сегодня уже недостаточно просто обличать и ругать коррупцию, а настала пора перейти от слов к делу, от призывов к конкретным действиям. Нужно не грозить пальчиком коррупционерам, пойманным за руку, а конфисковывать у них всё имущество, нажитое преступным путем. А наиболее злостных коррупционеров нужно судить и наказывать в уголовном порядке. Было бы правильным освещать такие судебные процессы в средствах массовой информации. В борьбу с коррупцией следует шире вовлекать институты гражданского общества. Только при этих условиях удастся если не искоренить, то хотя бы существенно снизить высокий уровень коррупции в России.

Кроме того, нужно искать и другие, более действенные способы борьбы с продажностью и подкупностью представителей власти и политических партий. Возможно, для этого стоит изучить наш исторический опыт и опыт европейских государств.

Список литературы

1.Моисеев В.В. История России. Учебник. - Орел: изд-во ОРАГС, 2008. - 520 с.: илл.

2.Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию 25 апреля 2005 г. //Российская газета, 2005, 26 апреля.

3.Сычева Л. Коррупция: берут деньгами, машинами, коттеджами…/ Российская федерация сегодня. 2008, №4. С.31.

4.Торопова Т. Прокуратура возглавит борьбу с коррупцией //Аргументы и факты, 2008. № 9.