Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение Центр физической культуры, спорта и здоровья Фрунзенского районаПуть к большим победам начинается с первого шага!

Спортивная секция Карате

Карате Кёкусинкай

Стиль Кёкусинкай был создан в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу «карате без контакта». Демонстрируя миру мощь реального карате, Кёкусинкай постепенно завоевал популярность во многих странах, а позже лёг в основу ряда других контактных стилей карате.

Для основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы смысл всей его подвижнической жизни заключался в возрождении карате как воинского искусства. Провозглашая идеал будо-карате, Ояма решительно отделял всю систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя воинским традициям Японии и духу бусидо. Однако возрождение карате как будо (военного дела) сочеталось с массовой его пропагандой как «карате для миллионов», в том числе далеко за пределами Японии.

«Сильнейшее карате» продемонстрировало свою реальную мощь прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Кёкусинкай претендовали на статус «Олимпийских игр в карате». Развитие стиля Кёкусинкай во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, спортивными единоборствами и далёкими от воспитания воинов методиками спортивной подготовки.

За полвека существования карате Кёкусинкай оно прочно утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив и целеполагание, и ориентацию, и систему подготовки бойцов. Следствием этих изменений явились стремительное развитие этого вида спорта и впечатляющие спортивные достижения.

Карате Кёкусинкай — чрезвычайно зрелищный вид спорта. Спортивные поединки (кумитэ) проводятся в полный контакт без защитного снаряжения (шлемов, перчаток, протекторов). Единственное ограничение — запрет ударов в голову руками. Полноконтактные бои, насыщенные высокими ударами ногами и мощными ударами руками, неизменно привлекают на соревнования по карате Кёкусинкай большое число зрителей.

Масутацу Ояма — создатель Киокусинкай каратэ-до (1923 — 1994)

Масутацу Ояма

Масутацу Ояма родился 27-ого июля 1923 года, в деревне Южной Кореи. Боевыми искусствами Ояма стал заниматься довольно поздно, с 9-ти лет. В 1938 году, в возрасте 15 лет, он уехал в Японию, и поступил в авиационное училище, чтобы стать летчиком, подобно герою его времени, первому летчику-истребителю из Кореи. Выжить в тех нелегких условиях в том возрасте, оказалось более трудным чем, он думал, тем более что корейцы обучающиеся в летных училищах Японии были на правах чужих.Несмотря на тяжелое время в своей жизни он продолжал заниматься боевыми искусствами,занимаясь дзюдо и боксом,и однажды он заметил студентов, обучающихся Окинава Каратэ (Okinawa karate). Это заинтересовало его, и он поехал в доджо (dojo) Гичин Фунакоши (Gichin Funakoshi) в Университете Такушоку (Takushoku), где он изучил то, что сегодня известно как Шотокан (Shotokan) Каратэ. Его прогресс в тренировках был таким, что к семнадцати годам он был уже вторым Даном, и к моменту поступления на службу в Японскую Имперскую Армию в 20 летнем возрасте,он был четвертым Даном. В это время он также серьезно заинтересовался дзюдо, и его прогресс в этом виде боевого искусства был неменее удивительным. К моменту завершения тренировок по дзюдо он, меньше чем за четыре года с начала тренировок, достиг четвертого Дана в дзюдо.

Основное понятие о каратэ было привнесено в Японию с Окинавы в 1916 г. Гитином Фунакоси. Популярность каратэ, особенно с 1960 -х быстро росла. Известные сегодня древнейшие истоки каратэ неясны из-за недостатка достоверных сведений. Большинство специалистов по традиции связывают их с Индией. Буддийский монах, получивший японское имя Дарумы (шире известен как Будхидхарма), стал миссионером, который основал в Китае буддийскую секту дзэн. Умение сражаться было для бродячих монахов не столь уж редким, поскольку они часто подвергались опасности нападения животных и людей. Даже сам Гаутама Сидхарта был воином, прежде чем стал Буддой. Когда он создавал буддизм, то не видел противоречий в том, чтобы миролюбивый человек был также искусным в борьбе.

Около 500 г. Бодхидхарма прибыл ко двору китайского императора Ву, где был тепло принят. Затем он отправился на север в монастырь Шаолин (по-японски Сёрин дзи) для обучения дзэну. Здесь он также преподавал свою систему рукопашного боя. Названную Сёриндзи кэмпо.

Формы китайской борьбы известны еще с 3000 лет до н.э. Бодхидхарма считается основателем китайского кэмпо главным образом в связи с введением медитативной практики йоги и дзэна и тем самым созданием известной сегодня более совершенной системы. Дзэн неразрывно связан с каратэ, и каждый мастер каратэ стремится обрести опыт озарения, изучая дзэн. Фактически все основные усовершенствования в Сёрин дзи кэмпо вносились монахами. Так занятия монахов медитацией привели к открытию жизненно важных точек человеческого тела, воздействие на которые можно было использовать не только для лечения, но также для наиболее эффективного поражения в кэмпо. Из Китая кэмпо распространилось на север в Монголию, на восток в Корею и на юго-запад на Окинаву. Наконец оно достигло Японии, где приобрело большую популярность в эпоху Камакура (около 1200г.). Военное сословие самураев особенно привлекли формы борьбы и философия дзэна. Им импонировали мораль и мистицизм дзэна, но, главное, привлекал путь, на котором они обретали дисциплину. Дающую огромную выносливость и превосходство в бою, психологическое преимущество, возможность самопознания и проникновения во внутренние состояние противника.

В разные времена - например в 1400 и 1609г. на Окинаве - власти запрещали населению использовать оружие. Это стимулировало широкое изучение рукопашного боя для защиты против бандитов, а иногда и против властей. Однако сами школы, обычно находящиеся в храмах, держались в секрете, ибо при обнаружении они были бы уничтожены властями. Только с 1901г. известное сегодня каратэ было рассекречено и стало доступным для изучения на Окинаве. В 1916г. мастер Гитин Фунакоси приехал с Окинавы в Токио и стал основателем системы современного каратэ в Японии. Сегодня существуют много школ каратэ, имеющих разные истоки, достоинства и недостатки.

Стремительный марш по странам и континентам нового стиля каратэ — каратэ Киокусинкай — следствие и феноменальных достижений его легендарного создателя Масутацу Оямы, и бесспорных достоинств основанной им школы. В названии «Киокусинкай» вложен глубокий смысл. Киоку — означает конечность, предел; Син — означает истину или реальность; Кай — означает собрание, или связь. Эта система боевой и психологической подготовки, духовно-нравственного воспитания мастеров, этот «союз искателей абсолютной истины» на пути боевого искусства, бросающих решительный вызов пределам человеческих возможностей, обрели заслуженную популярность.

Пожалуй, самое яpкое отpажение послевоенный бум каpатэ-до нашел в деятельности Ояма Масутацу - великого мастеpа и не менее великого пpопагандиста, создавшего себе и своей школе фантастическую по масштабам pекламу в стpанах Запада. Ояма, pодившийся в 1923 году, относится к новому поколению каpатистов, котоpое качественно отличается от бескоpыстных подвижников былых вpемен: стpемление к самоутвеpждению любой ценой вело его по теpнистому пути к веpшинам... Коpеец по пpоисхождению, он пpинадлежал к этническому меньшинству, много веков служившему объектом дискpиминации в едином по национальному составу японском обществе. В пеpвой половине XX века, когда Коpея пpевpатилась в колонию японского импеpиализма, сегpегация коpейцев, в том числе и уpоженцев Японских остpовов, стала ноpмой госудаpственной политики. Возможно, именно сознание некотоpой ущемленности и пpобудило в способном коpейском юноше желание пpобиться навеpх во что бы то ни стало. Псевдоним, под котоpым он стал известен миpу, Ояма Масутацу (букв. умножающий свои достижения, подобные высокой гоpе) воплощает честолюбивые юношеские мечты.

Ояма начал заниматься кэмпо сpавнительно поздно - с девяти лет. Уже в пятом классе он стал обладателем пеpвого дана и с тех поp стаpался методически овладевать всеми существующими стилями каpатэ-до и кэмпо. Поступив в 1943 г. в Токийский институт колоний, Ояма записался в секцию каpатэ-до Годзюpю и всего за несколько месяцев получил четвеpтый дан по пpогpамме школы. К концу войны двадцатидвухлетний мастеp не знал себе pавных в миpе споpтивного каpатэ-до, но его пpивлекало совсем иное. Пеpежидая смутное вpемя, он удалился на гоpу Минобэ и там в течение года от заpи до заpи самозабвенно пpедавался физическим и духовным упpажнениям. Ояма поставил себе эадачей максимально pазвить силу, выносливость и пpобивную способность оpганизма, для того чтобы впоследствии пpотивопоставить утвеpдившимся в Японии стилям огpаниченного споpтивного каpатэ-до настоящее боевое кэмпо. В pезультате он одеpжал увеpенную победу на туpниpе каpатэ-до пеpвого послевоенного Всеяпонского чемпионата воинских искусств в 1947 г., нокаутиpовав всех своих пpотивников.

Слава Масутацу Оямы уже в начале 50-х годов перешагнула границы Японии и облетела мир. Слава Киокусинкай как «сильнейшего каратэ», отличающегося атлетическим, силовым, и динамичным, реально контактным стилем ведения боя, прочно утвердилась в середине 70-х годов. Уже на Первом открытом чемпионате мира по правилам Киокусинкай никто из представителей других стилей, в том числе контактных (среди них были и ученики «короля кунг-фу» Брюса Ли, и чемпиона тайландского бокса), не смог устоять перед натиском бойцов Киокусинкай…

В новых социально-исторических условия Масутацу Ояма осуществил реформу каратэ, которая решила назревшую к середине XX столетия «культурно-экологическую» проблему. Было возрождено каратэ как боевое искусство с традиционной системой духовно-нравственных ценностей. Как боевое искусство, каратэ Киокусинкай отмежевалось от чисто спортивных, условно-игровых, бесконтактных стилей каратэ и от экзотической гимнастики у-шу. Как традиционная система духовно-нравственного воспитания, каратэ Киокусинкай коренным образом отличается от других контактных видов спорта: фул-контакт, кик-бокс, ол-стайл каратэ и др., которые очень далеки от традиционных восточных духовных ценностей.

На традиционной основе Ояме удалось, обобщая достижения школ японского каратэ, его китайских и иных аналогов, других видов восточных единоборств, создать современную усовершенствованную и постоянно обновляющуюся систему боевой и психологической подготовки. Стиль Киокусинкай не является всецело индивидуальным стилем. Его суть — в органичном синтезе лучших технико-тактических элементов многих национальных стилей дальневосточного региона и Юго-Восточной Азии. В то же время этот стиль имеет свою специфику, выражающуюся в силовых, динамичных принципах ведения боя, проводимого в очень высоком темпе. Со стороны технической, несмотря на различные заимствования, этот стиль имеет своё лицо и свои каноны.

Стиль Киокусинкай предъявляет к своим приверженцам высокие требования, овладение им предполагает серьёзную атлетическую подготовку и суровую дисциплину. Однако, несмотря на жестокость и даже максимализм требований, культивирование стиля во всем мире осуществляется с учётом разнообразных интересов любителей восточных единоборств в духе демократического идеала «каратэ для миллионов». Одних в Киокусинкай привлекает система дыхательных упражнений, других – методы физической подготовки, третьих – система психорегуляции, четвертых – самозащита, пятых – возможность заниматься мужественным видом спорта. Адаптированные методики позволяют заниматься карате Киокусинкай и детям, и женщинам, и пожилым людям. При этом снижается объём нагрузки, вводятся дополнительные ограничения на контакт, но сохраняются наиболее важные ориентиры в системе подготовки и характерные стилевые черты. Это дает возможность любителям погрузиться в увлекательный мир спортивно-оздоровительных тренировок, ощутить пластическую красоту динамичного стиля, овладеть основами реальной самозащиты.

Путь Масутацу Оямы был связан с возрождением высших идеалов и достижений многовековой традиции боевых искусств Востока. Он начался в то время, когда само сохранение традиции оказалось под угрозой, что потребовало подвижничества, самозабвенных тренировок, страстных духовных поисков, веры в истинное предназначение искусства Будо. Путь Оямы – это история нового стиля, ибо история боевых искусств на Востоке всегда предстаёт как история выдающихся мастеров, их учеников и последователей, объединённых в школой. Главные этапы и события биографии Оямы чрезвычайно важны для понимания сути его реформаторской деятельности.

Масутацу Ояма родился 27 июля 1923 г. В Корее, близ Сеула. С 9 лет, со времени учёбы в начальной школе, начал изучать китайское кэмпо и уже в 1936 г. Получил чёрный пояс. В 1938 г. Переехал в Японию, где поступил в авиационный институт. В это время овладевает дзюдо и становится учеником Гитина Фунакоси – одного из трёх окинавских мастеров, принёсших каратэ в Японию. В 1940 г. получает 2-й дан и поступает в университет Такусоку.

В 1946 г. Ояма перешёл на факультет физического воспитания университета Васэда. В сложной и противоречивой обстановке послевоенной Японии он не сразу находит своё место, но остро ощущает «культурно-экологический» кризис традиции дальневосточных боевых искусств. К середине XX в. вслед за дзюдо наиболее известные стили каратэ, вырождаясь в условно-игровые виды «бесконтактных» спортивных состязаний, обретают массовую популярность. Специфика каратэ как боевого искусства постепенно утрачивается, а вместе с тем под влиянием идеологии западного спорта испытывается на прочность и духовно-нравственная основа многовековой традиции искусств Будо. Ояма стремится найти источник для возрождения традиционного каратэ. Обращается к изучения старого пути самураев, к жизнеописаниям Миямото Мусаси, знаменитого мастера кэндо, посещает двух известных писателей Эйдзи Ёсикаву и Сиро Одзаки – знатоков японской истории, а также делает первый практический шаг в поиске своего пути, отправляясь тренироваться в уединении на гору Минобу.

Усилия Оямы, направленные на возрождение Будо-каратэ, то есть каратэ, понимаемого не как вид спорта, а как реальное боевое искусство, очень скоро приносят плоды. В 1947 г. он принимает участие в Первом всеяпонском чемпионате в Киото и одерживает убедительные победы над всеми соперниками, хотя контролирует степень контакта в боях согласно спортивным правилам. В том же году он становится обладателем 4-го дана. Ояма принимает решение посвятить свою жизнь каратэ. В 1948 г., следуя заветам старых мастеров, вновь уходит в горы, чтобы в одиночестве сосредоточиться на совершенствовании техники, укреплении тела и духа.

На горе Киёдзума в префектуре Тиба, как и его знаменитые предшественники, Ояма проходит 18-месячный, исключительно тяжёлый курс строгой дисциплины. Он живёт интенсивной духовной жизнью, изучая труды древних мудрецов и следуя рекомендациям мастера дзена в поисках озарения. По его словам, в это время «тренировался больше, чем спал», подвергая себя суровым физическим испытаниям, которые требовались от адепта боевого искусства. Здесь были заложены основы нового стиля каратэ и школы, восходившей к реальности искусств Будо и тем самым превращавшейся в особый путь совершенствования человека. Ояма поставил себе задачей максимально развить силу, выносливость и «пробивную способность» организма, для того чтобы в последствии противопоставить утвердившимся в Японии стилям «ограниченного» спортивного каратэ настоящее боевое искусство. В период недолгой, но плодотворной аскезы в горах Ояма жил по строго разработанному режиму, который нередко фигурирует в биографиях мастера и служит назиданием легкомысленным ученикам:

  • 4 часов утра – Подъём. Медитация с закрытыми глазами, 10 мин. Бег трусцой по горам, 2 часа.
  • 7 часов утра – Приготовление пищи.
  • 8 часов утра – Трапеза, совмещающая завтрак и обед.
  • 9 часов утра – Начало тренировок. 10 раз выполнить комплекс из 5 упражнений:
  1. поднять 20 раз 60-килограммовую штангу;
  2. отжаться на пальцах 20 раз;
  3. отжаться в стойке на руках 20 раз;
  4. подтянуться на перекладине 20 раз;
  5. нанести по 20 ударов справа и слева в макивару.

После выполнения каждого комплекса сделать дыхательные упражнения и немедленно приступать к следующему комплексу. После десятикратного выполнения указанного комплекса отдых до 11.00.

11 часов утра – Выполнение ката.

При этом ежедневно повторять по 100 раз какую-либо одну ката. Например, в первый день Пинан-1, во второй Пинан-2 и т.д., пока не будут выполнены все пять комплексов Пинан, а затем выполнять их в обратном порядке. То же самое проделать с остальными ката.

2 часа пополудни — Поднятие тяжестей. Поднять 60-килограммовую штангу 20 раз, затем постепенно наращивать нагрузку. Сделать 1000 отжиманий: 200 раз на двух пальцах, 200 раз на трёх пальцах, 200 раз на четырёх пальцах, 400 раз на пяти пальцах. Перед каждым комплексом делать небольшой перерыв. Иногда для разнообразия делать 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.

  • 3 часа пополудни — Разработка приёмов спарринга;
  • упражнение с макиварой;
  • лазание по канату;
  • упражнение для брюшного пресса – 200 раз;
  • разбивание камней.
  • 5 часов пополудни — Приготовление пищи. Ужин.
  • 6 часов пополудни — Медитация и отход ко сну.

В добавление к этому красноречивому документу заметим, что многие мастера Киокусинкай придерживались подобного распорядка дня не год и не два, а двадцать, тридцать лет или всю жизнь

В 1951 г. Ояма возвращается к цивилизации и для определения возможностей человека решается на схватку с быком. Всего он провел 52 схватки, убив 3 быка и отбив рога у 48. В 1952 г. по приглашению Чикагской организации каратэ Ояма посетил США, где за 11 месяцев провел 32 показательных выступления и принял участие в 7 схватках с профессиональными боксёрами и борцами, которые все выиграл. В 1953 г. он приобрёл в США особую популярность, срубив рога у быка в Чикаго. Американцы прозвали его «божественным кулаком» или «рукой господней». Яркой вехой в биографии мастера стали блистательные победы в спарринговом марафоне – в 300 контактных двухминутных поединках с постоянно меняющимися соперниками (по 100 боёв подряд в течении 3 дней).

В 1954 г. открылось первое додзё Оямы в Токио, где инструкторами стали К. Мидзусима и Э. Ясуда. Сам он продолжает ездить по разным странам и континентам, участвует во множестве поединков, демонстрируя свои выдающиеся достижения. В 1956 г. открылось другое додзё рядомс университетом Риккю. К прежним инструкторам присоединились М. Исибаси и Т. Минамимото. Это додзё стал началом каратэ, основанном на принципе «1000 дней тренировок для новичка, 10 000 дней – проблеск тайны». Это свидетельствовало о высочайших требованиях стиля – Киокусин Будо-каратэ. Новый стиль быстро завоевал симпатии многочисленных любителей восточных единоборств.

Успех Киокусинкай можно объяснить тем, что в новых условиях Масутацу Ояме удалось решить определённые задачи.

Было возрождено карате как боевое искусство с реально контактным стилем ведения боя. Не прошло бесследно раннее знакомство Оямы с китайским кэмпо и окинавским стилем Гитина Фунакоси. Однако его последующие поиски были направлены на преодоление известного академизма стиля Сётокан и условностей спортивного единоборства. Знакомство со стилем Годзо-рю позволило освоить систему дыхания и силовые приемы, а с корейской традицией – технику работы ногами и прыжковые элементы. Во время многочисленных поездок по странам Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии и встреч с китайскими и таиландскими мастерами был расширен арсенал гибких методов ведения боя. Принципиальное значение для стиля Киокусинкай приобрела теория круга и точки. Она объясняла не только принципы сочетания гибкости и силы, круговых и прямолинейных движений в реальной борьбе, но и суть дзенского подхода к феномену «пустого сознания», которое включает всё в круг своего восприятия, оставаясь неизменным в своей сердцевине. При том что Киокусинкай – синтетический стиль, он имеет свою специфику, выражающуюся в силовых, динамичных принципах ведения боя, своё лицо, свои каноны.

Немаловажно, что культивирования нового стиля, несмотря на максимализм требований, осуществлялось с учётом разнообразных запросов огромной массы любителей каратэ. В результате школа Масутацу Оямы выросла до масштабов разветвлённой международной организации.

Поскольку путь к истине в боевом искусстве лежит только через реальность борьбы, то, по восточным воззрениям, она становится формой активной медитации, ведущей к озарению.

Киокусинкай – контактный, силовой стиль, но Ояма утверждает, что «достижение только физической силы подобно попытке изваять статую Будды, не вкладывая душу в этот труд». По его словам «путь воина является познанием смерти» и «главным, что можно вынести из боя, проводимого на грани смерти, является справедливость, почтение и путь». Вот почему от инструкторов школы требуется самим пройти через суровые испытания, чтобы быть в состоянии передать своим ученикам истинный смысл приемов боевого искусства.

Система требований в Киокусинкай – одна из самых жестких в мире, что находит отражение в содержании экзаменов на пояса. К настоящему времени утвердилась система, состоящая из 10 ученических поясов – от белого до коричневого (кю) и 10 мастерских (даны). Цвет пояса обозначает глубину освоения каратэ. Белый цвет символизирует чистоту и незнание, голубой – цвет неба при восходе солнца, желтый – восход солнца, зелёный – распустившийся цветок, коричневый – зрелость, чёрный – мудрость. Постепенно от долгого ношение чёрный пояс блекнет, выгорает и вновь становиться белым, символизируя дзенскую идею обретения мастером «первоначальной чистоты», «природной естественности». Примечательно, что основатель школы, награждённый от имени международной организации Киокусинкай единственным высшим красным 10-м даном, отличающимся от других мастерских степеней красным цветом, предпочитал повязывать своё кимоно обычным чёрным поясом.

Путь ученика школы Киокусинкай начинается не только с дисциплины, напряжённых тренировок, проводимых на пределе возможностей человека, но и с необходимости всецело отдаться духовному поиску на избранном пути. Дисциплина начинается уже с порога додзё, поскольку зал для занятий боевым искусством – это не обычное пространство для тренировки, а почитаемое «место, где ищут путь». В додзё не допускается курение, еда, питьё, ругань и шумное поведение, ничего не делается без разрешения инструктора. Запрещается находиться в зале в гражданской одежде (за исключением приглашённых лиц и учителей). Все присутствующие должны иметь чистую и целую одежду, пояс, соответствующей степени, и принятые в школе эмблемы. Ношение перстней, браслетов, цепочек, и т.п. во время тренировок строго запрещено. Неукоснительно соблюдается традиционный церемониал и порядок отношений между учителем, старшими и младшими учениками. За дисциплинарные нарушения или невнимание на тренировке инструктор имеет право применять традиционные меры наказания – отжимание на кулаках, вплоть до удаления с занятия.

Строгость этикета не означает, что в додзё подавляются все чувства. Хорошо организованное додзё – это прекрасное место, в котором строгость дисциплины и контроль создают ту гармонию школы, которая объединяет её членов и способствует достижению учениками вершин обучения, постижению ими подлинного смысла пути боевого искусства.

Этот смысл сконцентрирован в заповедях присяги зала (додзе-кун) – одном из исторических документов школы, который был утверждён Хонбу (центром Международной организации Киокусинкай). Традиционная клятва избравших путь Киокусинкай в своем оригинальном виде известна в филиалах школы во всем мире:

  • Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твёрдого непоколебимого духа.
  • Мы будем твёрдо следовать истинному смыслу воинского пути, чтобы наши чувства всё время были наготове.
  • С истинным рвением мы будем стремиться культивировать дух самоотрицания.
  • Мы будем соблюдать правила этикета, уважение старших и воздержание от насилия.
  • Мы будем следовать нашей вере и никогда не забудем истинную добродетель скромности.
  • Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний.
  • Всю нашу жизнь через изучение каратэ мы будем стремиться выполнить истинное предназначение пути Киокусинкай.

Идеи, заложенные в правилах присяги, достойны обстоятельного историко-культурного и философского комментария. Ограничимся лишь самыми необходимыми замечаниями.

Воспитание «непоколебимого духа» было одной из главных целей старого пути самураев. Под постоянной готовностью чувств в соотнесении с «истинным смыслом воинского пути» подразумевается, что этим смыслом является обретение дзенского «пустого» сознания, идеально (спонтанно) отражающего все происходящее. Не задерживаясь ни на чём конкретно, оно готово ко всему. Недаром японцы говорят, что «истинно готов тот, кто кажется ни к чему не готовым». Именно такая «дзенская готовность» и подразумевается в правиле присяги. Культивирование «духа самоотрицания» — фундаментальная традиционная идея преодоления эгоизма как изначального и главного препятствия на пути совершенствования человека.

Принцип «уважения старших» непосредственно связан с социально-регулирующей ролью этикета и ритуала, столь почитаемых в конфуцианстве. Требованиям этого правила присяги соответствуют нормы этикета додзё. Они уже сами по себе связаны с воздержанием от насилия, что характерно не только для конфуциантсва, но составляет основу буддизма. Однако насилия связано самой природой военных действий. Потому в дзене существует понятие «непреднамеренного насилия», которое соотнесено всё с тем же «пустым» сознанием воина. Что это означает в идеале? В ситуации самозащиты, когда неожиданное нападение врага нарушает «гармонию» мастера, он, совершая возмездие (спонтанно и в соответствии с мерой возмущения его покоя), действует без каких-либо эгоистических побуждений. Подобно «ветру, вырывающему дерево с корнем», воин не совершает насилия, а просто восстанавливает «природную справедливость». Отсюда характерное для традиции боевых искусств дзенское представление о «духовном мече», или «мече справедливости». Но принцип воздержания от насилия связан также с этикой социального поведения, неким нравственным кодексом боевых искусств. В соответствии с традиционными идеалами мастер боевого искусства – защитник обиженных и угнетенных и всегда готов совершить справедливое возмездие. Таких мастеров Ояма называл «героями среди героев».

Можно ли удивляться тому, что школа Масутацу Оямы, подготовившая к тому времени немало мастеров высокого класса, быстро завоевала международное признание, привлекая к новому стилю всё больше сторонников. В их числе оказался и молодой советский мастер Александр Иванович Танюшкин, учившийся за рубежом и воспринявший традицию Будо-каратэ от её истоков, основоположник советской школы Киокусинкай каратэ-до.

Среди его первых учителей был глава польской школы Киокусинкай Анджей Древняк, прошедший впоследствии подготовку в качестве одного из «приближённых» учеников Оямы. Другие наставники – такие знаменитые воспитанники Оямы, как голландец Люк Холландер (бывший президент Европейской организации), именуемый почитателями «принцем Киокусинкай», и не менее известный в мире каратэ англичан Говард Коллинз. Последнего недаром называли и «железным человеком», и «рыцарем Киокусинкай», и «белым самураем». Именно он неоднократно побеждал в поединках «короля Кунг-фу» Брюса Ли. Неудивительно, что именно А. Танюшкин, преемник мастеров столь высокого класса, возглавил Советскую школу Киокусинкай.

^ вверх